Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безо­пасности дорожного движения»;

Федеральный закон от 11 июля 2011 г. № 192-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О безопасности дорожного движе­ния» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

Федеральная целевая программа «Повышение безопасности до­рожного движения в 2013-2020 годах», утвержденная постановле­нием Правительства Российской Федерации от 3 октября 2013 г. № 864;

Приказ Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным уч­реждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»;

Указ Президента Российской Федерации от 22 сентября 2006 г. № 1042 «О первоочередных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения».

Паспорт дорожой безопасности 2020-2021 учебный год

 

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК УЧАСТНИКОВ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ 

Детский организм находится в состоянии становления, и мно­гие процессы подвижны и неустойчивы. Ребенок подвержен разно­го рода травматизму, особенно на дороге, в силу своего психофизио­логического развития и особенностей высшей нервной деятельности: незрелость и непостоянство; быстрое истощение нервной системы; преобладание процессов возбуждения над процессами торможения и непроизвольности психических процессов над произвольностью; слабость развития самоконтроля действия; неумение прогнозиро­вать и реально оценивать ситуации; отсутствие чувства опасности; негативизм; переоценка своих возможностей; склонность к риску как способу самопознания и др.

Наблюдения за детьми показали, что, даже если ребенок смот­рит на приближающийся автомобиль, это вовсе не значит, что он его видит. Увлеченный собственными мыслями, переживаниями, часто он просто не замечает транспортное средство. Внимание детей из­бирательно и концентрируется не на предметах, представляющих опасность, а на тех предметах или явлениях, которые в данный мо­мент интересуют его больше всего. Тем более,что детям характерно так называемое туннельное зрение, когда ребенок сморит только в одном направлении, а поле зрения у ребенка младшего возраста настолько сужено, что он не может даже приблизительно опреде­лить расстояние до приближающегося автомобиля. А понять, с ка­кой скоростью он движется, способен не каждый школьник.

Несовершенство многих нервно-психических функций до­школьников также влияет на скорость реакции. Дошкольники не­способны предугадать все возможные варианты поведения водите­ля и в экстремальной ситуации легко впадают в состояние безысход­ной опасности, незащищенности, потерянности.Безусловно, что дошкольники не обладают теми же навыками безопасного участия в дорожном движении, как взрослые. Чем младше ребенок, тем меньше у него представлений о правилах по­ведения пешеходов, пассажиров, водителей. Они слабо разбираются в свойствах объектов и закономерностей явлений, лежащих в осно­ве правил безопасного поведения.

Для ребенка 3-4 лет при ознакомлении с новыми незнакомы­ми предметами характерно тесное взаимодействие восприятия и двигательных действий, ему необходим непосредственный кон­такт с предметом. Вероятность зрительного узнавания сложных, не­знакомых ребенку предметов в 50 % случаев находится на уровне случайности. Ребенок неспособен видеть издалека приближающие­ся транспортные средства и оценивать дорожную ситуацию. Он на­чинает наблюдение за движением на дороге, только подойдя к краю проезжей части. Кроме того, дети по-разному реагируют на различ­ные виды транспортных средств. Они боятся больших грузовых ма­шин, автобусов, троллейбусов и недооценивают опасности легковых автомобилей, мотоциклов, велосипедов.

Память носит непроизвольный характер. Ребенок неспособен понять и запомнить все, что говорят ему взрослые о мерах безопас­ности. Он не ставит перед собой цели что-то специально запомнить, прочность и точность запоминания зависит от эмоциональной ок­раски образа предмета, явления или события.

Основная задача работы с детьми младшего дошкольного возра­ста состоит в том, чтобы познакомить их с простейшими правилами безопасного участия в дорожном движении, создать условия для на­копления ими первичного опыта освоения этих правил.

В 4-5 лет процессы активности мозга (образование, кратковре­менное хранение информации, воспроизведение следов возбужде­ния) происходят на подсознательном уровне. Активизация внима­ния ребенка возможна только при условии эмоционально окрашен­ных стимулов. Восприятие дорожной среды непосредственно, вни­мание легко переключается, действия подчинены быстро меняю­щимся замыслам. В силу этих причин в ситуации движущегося транспорта ребенок легко отвлекается на все, что его заинтересует, действия детей импульсивны.

В данном возрасте ребенок лучше ориентируется в происходя­щем на расстоянии до 5 метров, заметить и точно оценить действия, происходящие на большем расстоянии, ему трудно.

В 5-6 лет дальнейшее расширение поле зрения, развитие глазо­мера позволяют ребенку проследить события в радиусе 10 метров. Однако до 7 лет ребенок неправильно определяет расстояния до объектов, так как не представляет их настоящие размеры и как зри­тельно они меняются с увеличением расстояния.

Как педагогам, так и родителям следует помнить, что нейропси- хологическое созревание основных мозговых структур продолжает­ся до 13 лет. Область мозга (чаще это области левого полушария), «отвечающая» за ориентировку в пространстве, восприятие време­ни, формируется лишь к 11-12 годам. До 6-7 лет, по выражению А.С Галанова, «ситуация в какой-то мере управляет ребенком».

В поведении ребенка потребность в движении преобладает над осторожностью. Подвижность, непоследовательность, импульсив­ность поведения в сочетании с доверчивостью и наивностью приводят зачастую к непредсказуемости действий детей в опасных ситуа­циях. Так, ребенок искренне считает, что если он видит машину, то и водитель тоже заметил его и объедет. Он не понимает, что авто­мобиль не может остановиться мгновенно, даже если водитель ви­дит ребенка.

В этом возрасте для осознанного понимания детьми правил бе­зопасного участия в дорожном движении очень важно, чтобы ребе­нок постигал под руководством взрослого временные, причинно­следственные и другие связи и закономерности окружающего мира и на их основе более сознательно выбирал верный путь поведения, избегая ошибок и последствий нарушений правил.

Существенно влияют на поведение ребенка в опасных дорож­ных ситуациях индивидуальные особенности.

Так, для ребенка с сильной нервной системой приятны шумные игры, громкое радио, яркий свет. Чем сильнее раздражители, тем быстрее у него скорость реакции. При громком сигнале автомобиля такой ребенок реагирует быстро. Ребенок же со слабой нервной си­стемой в этой ситуации может оказаться в замешательстве, испу­гаться, так как при сильных раздражителях у него возникает проти­воположная реакция — торможение.

Как известно, время реакции ребенка на опасность с момента ее обнаружения примерно в два раза больше, чем у взрослого, и со­ставляет 1,3-1,5 секунды. Чем опаснее ситуация на дороге, тем более медленно и неправильно ребенок принимает решение, теряется. Именно поэтому дошкольника нельзя одного отпускать на улицу и взрослые должны всегда держать его за руку.

Обучая ребенка безопасному участию в дорожном движении, необходимо показать ему те нарушения, которые можно увидеть на улицах среди водителей, чтобы при переходе дорог, перекрестков маленький пешеход научился принимать компенсаторные действия по отношению к другим участникам движения. Необходимо обра­тить внимание детей на нарушителей пешеходов и самим взрослым показывать правильный пример безопасного участия в дорожном движении. Для детей взрослые — главный объект подражания. Лич­ный пример взрослых соблюдения ПДД поможет сформировать стойкую привычку не нарушать ПДД, довести правильные действия ребенка при переходе через дорогу до автоматизма.

В процессе обучения детей безопасному участию в дорожном движении основная задача родителей и педагогов — сформировать три основных навыка поведения, которые помогут ребенку сориен­тироваться в дорожных ситуациях.

Навык сосредоточения внимания — это граница, перед кото­рой необходимо останавливаться, выдерживать паузу, для психоло­гического переключения в связи с переходом в опасную зону, а так­же для адекватной оценки обстановки не только глазами, но и мыс­лями.

Навык наблюдения: ребенок должен видеть предметы, окружа­ющие его, как подвижные (автомобили, движущиеся по дороге), так и неподвижные (автомобили, стоящие у обочины, кусты и т.д.), за­крывающие обзор проезжей части, и воспринимать их как потенци­альную опасность.

Навык самоконтроля: ступая на проезжую часть, спешку и вол­нение необходимо оставить на тротуаре, соблюдать полное спокой­ствие и не отвлекаться ни на что те несколько минут, которые тре­буются для перехода дороги.

Таким образом, педагогам дошкольных образовательных орга­низаций, родителям при обучении безопасному участию в дорож­ном движении особое внимание необходимо уделять развитию у де­тей таких качеств, как внимание, наблюдательность, координация движений, гибкость мышления, что способствует развитию психо­логических качеств, обеспечивающих его безопасность в процессе дорожного движения. В этих условиях, опираясь на возможности дошкольного детства, особенно актуально проводить работу по обу­чению правилам безопасного поведения ребенка на улицах и доро­гах. Именно в этом возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем, и все, что ребенок усвоит в детском возрасте, прочно останется у него навсегда.

 


 


­